История
Аннотация к рабочей программе по истории для 5-10 классов
Рабочая программа по Истории для 5 – 10 классов составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерной (авторской) программы основного общего образования.
Место предмета в учебном плане
История изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 - 10 классах. В 5 классе на изучение предмета отводится 68 часов, в 6 – 9 классе организация изучения учебного предмета «История» осуществляется в соответствии с синхронизацией курсов всеобщей истории и истории России, предлагаемой Примерной образовательной программой, на Всеобщую историю отводится 28 часов, на изучение Истории России – 40 часов.
Рабочая программа по всеобщей истории реализуется на основе УМК по Предметной линии учебников А. А. Вигасина, О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы («Просвещение»), Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России» реализуется на основе УМК по линии учебников по истории России для основной школы под редакцией А.В. Торкунова 6 – 9 классы («Просвещение»).
Цель
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте
человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из них этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Структура дисциплины
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта основного общего образования: дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов истории с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебно-го процесса, возрастных особенностей учащихся.
5 класс (68ч, 2 ч в неделю)
6 класс (68ч, 2 ч в неделю)
7 класс (68ч, 2 ч в неделю)
8 класс (68ч, 2 ч в неделю)
9 класс (66 часов, 2 часа в неделю)
10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Основные образовательные технологии
Технология обучения, положенная в основу УМК, рассчитана на всех и доступна всем учащимся, независимо от уровня развития способностей. Учащиеся приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как проектная деятельность в индивидуальном режиме, так и в сотрудничестве. Использование технологий личностно-ориентированного и дифференциального обучения, информационно-коммуникативных технологий способствует формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной активности.
Требования к результатам освоения
В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых исторических процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;
· соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям;
· давать определения исторических понятий через род и видовые отличия.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;
· осуществлять поиск необходимой информации в одном пли нескольких источниках, отбирать её, группировать, обобщать;
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.
4. Описание (реконструкция):
· последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факты (событие) и их интерпретации, оценки, описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· различать причину и следствие исторических событий, явлений;
· выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений, давать им определения;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
· описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявляя характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· определять и аргументировать своё отношение к значительным событиям и личностям в истории.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и аргументировать своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Форма контроля
Фронтальный опрос, самостоятельная работа, тесты, индивидуальная работа, проектная работа, контрольные работы.