Литература

Аннотация

к рабочим программам по литературе (5-10 класс)

Программы разработаны на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего  образования, Программы  по  литературе 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Н.В. Беляева.- М.: Просвещение

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (УМК):

·       Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 5 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

·       Полухина В.П., Коровина В.Я. Журавлев В.П. Литература. 6 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

·       Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 7 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

·       Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 8 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение    

·       Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение

УЧЕБНЫЙ ПЛАН (количество часов):

·       5 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

·       6 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

·       7 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в год

·       8 класс — 2 часа в неделю, 68 часов в  год

·       9 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

·       10 класс — 3 часа в неделю, 102 часа в год

 ЦЕЛИ:

·       формирование  духовно  развитой  личности,  обладающей   гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством  патриотизма;

·       развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

·       постижение учащимися вершинных  произведений  отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся  на  принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

·       поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

·       овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая  Интернет);

·       использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

ЗАДАЧИ:

·       приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

·       овладение способами устного пересказа (подробному,   выборочному,   сжатому,     от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному   владению   монологической   и   диалогической   речью   в   объёме изучаемых произведений;

·       научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

·       отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;

·       способами свободного владения письменной речью;

·       освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенциями.

Программы обеспечивают достижение выпускниками осовной школы определённых личностных, метапредметных и предметных  результатов.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·       Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,  культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических   и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование  ответственного  отношения  к  учению,  готовности  и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных    интересов.

·       Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

·       Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

·       Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей.

·       Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных  чувств  и  нравственного  поведения,  осознанного  и ответственного  отношения  к  собственным поступкам.

·       Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой  и  других  видов деятельности.Хочу такой сайтХочу такой сайт

·       Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей   среде.

·       Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной  жизни,  уважительное  и  заботливое  отношение  к  членам  своей семьи.

·       Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·       Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

·       Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных   задач.

·       Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и  требований,  корректировать  свои  действия  в  соответствии  с  изменяющейся ситуацией.

·       Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её  решения.

·       Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

·       Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,  классифицировать,  самостоятельно  выбирать  основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать     выводы.

·       Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

·       Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность  с  учителем  и  сверстниками;  работать  индивидуально  и  в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать  и  отстаивать  своё мнение.

·       Умение осознанно  использовать  речевые  средства  в  соответствии с  задачей  коммуникации,   для   выражения   своих   чувств,   мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью.

·       формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

·       Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной    литературы.

·       Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного    звучания.

·       Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного  или  нескольких произведений.

·       Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка,  понимание  их  роли  в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

·       Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями  других народов.

·       Формулирование собственного отношения к произведениям литературы,  их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений, понимание авторской  позиции  и  своё  отношение  к  ней;

·       Восприятие  на  слух  литературных  произведений  разных  жанров, осмысленное чтение и адекватное   восприятие.

·       Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать  на  вопросы  по  прослушанному  или  прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог.

·       Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.

·       Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование  эстетического вкуса.

·       Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных  образов  литературных произведений.

 ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

·       При планировании предусмотрены разнообразные виды (вводный, текущий или промежуточный, тематический, итоговый) и формы контроля: индивидуальный и фронтальный опросы, домашние задания (задания по тексту изучаемого произведения (ответы на вопросы, пересказы различных видов, наблюдение над языком, самостоятельный анализ), — задания по учебнику (чтение раздела, план параграфа, тезирование статьи, ответы на вопросы, определение теоретического понятия), контрольные работы, сочинения домашние и классные.

·       Устно: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров, выразительное чтение художественного текста, различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием), ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов, анализ и интерпретация произведения, составление планов и написание отзывов о произведениях.

·       Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему. Создание рассказа-характеристики одного из героев или группы героев (групповая характеристика),  двух героев (сравнительная характеристика). Создание отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль. Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения.

·        Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе.

·       Для выяснения роли контроля в процессе обучения предмета рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.

·       В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

·       При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

·       При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

·       При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

·       В этой связи различают типы контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(964) 016-54-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».