История

13.09.2018

История

В3

ВОПРОС

Установите соответствие между датами и внешнеполитическими событиями.

Даты

1) 1922 г.     
2) 1924 г.      
3) 1934 г.       
4) 1939 г.

События

а) подписание Рапалльского договора с Германией;
б) заключение договора о ненападении с Германией;
в) заключение Брестского мира с Германией;
г) вступление в Лигу наций;
д) «Полоса дипломатического признания» СССР.

ОТВЕТ

Все подобные вопросы даются «с остатком» – специально, чтобы особо умные не соединили события или явления и даты методом исключения. В этом, как мы понимаем, сложность. Но и она решаема. Чтобы ответить на данный вопрос, нужно хорошо себе представлять развитие внешнеполитического курса СССР в 1920–1930-х годах (в частности, в общем хорошо уметь анализировать исторические события) или знать даты. Можно вспомнить, что Брестским миром (1918) закончилась для молодой Советской страны Первая мировая война. Значит, этот ответ автоматически вылетает. Договор о ненападении с Германией был заключен перед Второй мировой войной. Это только 1939 год. Если помнить, что Рапалльский договор в 1922 году снимал политическую изоляцию СССР, можно предположить, что признавать СССР другие страны начали примерно в этот период – с 1924 года. Получается, что ответы выстраиваются сами: а), д), г), б).

А11

ВОПРОС

Даты 1825 г., 1855 г., 1881 г., 1894 г. относятся к:

1) процессу освобождения крестьян от крепостной зависимости;
2) началу царствований российских императоров;
3) реформам государственного управления;
4) началу военных кампаний?
ОТВЕТ

Нам даны сразу несколько дат. Нужно выяснить, что их объединяет. Если мы хорошо усвоили периоды правления российских императоров, то легко найдем правильный ответ: 2. Если императоры в голове перепутались, есть возможность «работать» методом исключения (для этого что-то все равно знать надо): в 1825 году не началась ни одна военная кампания, крестьяне еще были безнадежно зависимы и в этом году произошло восстание декабристов (это знают все). А это восстание вряд ли могло произойти в год реформ государственного управления. Соответственно, все равно остается вариант № 2.

А10

ВОПРОС

В каком году было создано III отделение Собственной канцелярии Николая I?

1) 1818; 
2) 1826;  
3) 1856;     
4) 1877. 

ОТВЕТ

В самом вопросе содержится ценная для нас информация о том, что III отделение Собственной канцелярии было создано в годы правления Николая I. Вспоминаем период его правления – с 1825 (эта дата должна всплыть в связи с восстанием декабристов) по 1855 г. Видим, что из всех предложенных вариантов нам подходит только вариант 2) 1826 г. Цель достигнута.

А7

ВОПРОС

Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра?

А) В.В. Голицын;
Б) Д.М. Пожарский;
В) Ф.М. Апраксин;
Г) Б.П. Шереметев;
Д) А.Г. Орлов;
Е) А.Д. Меншиков.

Укажите верный ответ:

1) АВГ;
2) БГД;
3) ВГЕ;
4) ГДЕ.

ОТВЕТ

Для того чтобы выбрать правильный ответ, необязательно знать всех перечисленных лиц. Можно прийти к ответу исключая тех, кто точно не подходит. Например: зная, что Меншиков был сподвижникам Петра, остается только два возможных ответа – 3 и 4, но вспомнив, что А.Г. Орлов был сподвижником Екатерины II, 4-й вариант ответа исключается. Итак, правильный ответ: 3. И к нему мы пришли, зная всего двух человек из 6!

А1

ВОПРОС

Какое из названных событий произошло в XIV в.?

1) начало Ливонской войны;
2) введение урочных лет;
3) созыв первого Земского собора;
4) Куликовская битва.

ОТВЕТ

Для ответа на вопрос стоит вспомнить, что XIV век – это то же самое, что интервал лет с 1300 по 1399 г. Вышеперечисленные события имеют следующие даты:

начало Ливонской войны – 1558 г.;
введение урочных лет – 1597 г.;
созыв первого Земского собора – 1549 г.;
Куликовская битва – 1380 г.

Таким образом, правильный ответ – 4).

С6

ВОПРОС

Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задания.

Взгляды Барклая де Толли на стратегию и тактику военных действий против наполеоновских войск, вторгшихся в Россию, вызывали недовольство как в армии, так и в обществе. Под давлением общества Александр I назначил главнокомандующим русской армией М.И. Кутузова.

Охарактеризуйте тактику М.И. Кутузова. (Укажите не менее двух положений.)

Приведите не менее двух примеров, подтверждающих верность расчетов Кутузова.

ОТВЕТ

Могут быть названы следующие положения:

- вымотать противника в генеральном сражении;
- организовать блокаду французских войск, находящихся в Москве, дать отдых армии, пополнить людьми, боеприпасами;
- заставить противника отступить по старой Смоленской дороге, разоренной французами.

Могут быть приведены следующие примеры:

- Наполеон не ввел гвардию в Бородинское сражение;
- Наполеон сам покинул Москву;
- русская армия выиграла сражение под Малоярославцем;
- французская армия отступала из России по Старой Смоленской дороге.

 

С7Хочу такой сайт

ВОПРОС

Сравните внешнюю политику Советской России в 1920-е и 1930-е гг.
Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий).
Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

ОТВЕТ

В качестве общего могут быть названы:

1) деятельность Коминтерна по поддержке международного рабочего движения;
2) установление торговых отношений с капиталистическими государствами;
3) установление дипломатических отношений с другими государствами с целью обеспечения безопасности Советского государства;
4) международные конфликты, связанные с деятельностью Коминтерна.

Различия:

Внешняя политика в 1920-е гг.:
- сближение с Германией после заключения Рапалльских соглашений;
- активная деятельность Коминтерна по подготовке мировой революции;
- военный конфликт на КВЖД.

Внешняя политика в 1930-е гг.:
- с приходом к власти фашистов прекращено военное сотрудничество с Германией;
- деятельность Коминтерна по поддержке коммунистических партий зарубежных стран;
- вступление СССР в Лигу наций;
- военная поддержка испанских республиканцев при нейтралитете других европейских государств;
- военные конфликты с Японией;
- усиление влияния СССР на международной арене, попытка создания системы коллективной безопасности в Европе;
- агрессия СССР по отношению к Финляндии.

С5

Ниже приведены две из существовавших точек зрения на результаты Первой российской революции 1905–1907 гг.:


1. Сделанные властью уступки были достаточными для дальнейшего
стабильного развития России по пути умеренного реформирования
(«Союз 17 октября»).

2. Первая российская революция осталась незавершенной (РСДРП).

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более
предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые
могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку
зрения.

ОТВЕТ

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:


– в ходе революции было создано народное представительство – Государственная Дума;
– законодательная власть царя была ограничена Государственной Думой и Государственным Советом;
– было создано объединенное правительство (Совет Министров), что позволяло разработать курс дальнейших реформ;
– были приняты новые Основные законы (1906 г.), в которых были зафиксированы произошедшие изменения;
– населению были гарантированы (по Манифесту 17 октября 1905 г.) гражданские права (свобода слова, совести и др.);
– были отменены выкупные платежи;
– с 1906 г. началась Столыпинская аграрная реформа, дававшая надежду на решение аграрного вопроса;
– рабочие получили право на забастовки, создание профсоюзов, был сокращен рабочий день.

При выборе второй точки зрения:

– сохранилась монархия;
– за императором сохранилась огромная власть в законодательной и исполнительной сферах;
– за императором было сохранено абсолютное право вето на принимаемые народным представительством законы;
– император имел право распускать Государственную Думу;
– император мог принимать законы в период роспуска Государственной Думы (по 87-й статье Основных законов);
– все чиновники (в том числе министры) назначались императором и остались в его исключительном подчинении;
– в Основных законах было сохранено определение императорской власти как самодержавной;
– власти с 1906 г. грубо вмешивались в выборы Государственной думы, обеспечивая преимущество для своих сторонников;
– 3 июня 1907 г. император нарушил Основные законы (третьеиюньский переворот);
– не был решен аграрный вопрос (не было значительно увеличено крестьянское землепользование, не были возвращены отрезки);
– рабочие не добились 8-часового рабочего дня;
– сохранялось национальное неравенство;
– не произошло значительного расширения прав самоуправления.

Указания к оцениванию:

3 балла – приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения.

2 балла – приведены 2 аргумента.
1 балл – приведен 1 аргумент.
0 баллов – все элементы ответа названы неверно.

Максимальный балл: 3.

С6

ВОПРОС

Каковы итоги индустриализации в СССР? В чем вы видите их противоречивость?

РЕШЕНИЕ (подсказка)

Внимательно прочтите формулировку задания. Следует дать ответ не об индустриализации вообще, а сконцентрировать внимание на изложении итогов процесса, продемонстрировав на примерах из разных сторон жизни советского общества их противоречивый характер.
Ответ следует начать с определения хронологических рамок, сущности и задач индустриализации в СССР.

C7

ЗАДАНИЕ

Установите соответствие между фамилиями российских ученых и их научными достижениями:

1. Д.С. Менделеев а) создание беспроволочного телеграфа
2. А.С. Попов б) курс лекций по истории России
3. И.П. Павлов   в) создание периодической системы химических элементов
4. В.О. Ключевский г) новая геометрическая теория
  д) учение о высшей нервной деятельности

РЕШЕНИЕ (подсказка)

Попытайтесь использовать знания по другим предметам (химии, биологии, физике). Очевидно, что среди ученых нет ни одного математика, поэтому позицию «Г» из второго ряда можно не принимать в расчет.

С8

ЗАДАНИЕ

Назовите не менее трех задач, решения которых в результате форсированной индустриализации 1930-х гг. ожидало советское руководство. Приведите не менее трех примеров промышленных объектов общегосударственного значения, построенных в ходе первой пятилетки.

РЕШЕНИЕ

Для получения максимального балла за задание необходимо привести по 3 ответа из следующих групп (ниже приведены лишь примеры, полный список ответов гораздо больше)

Задачи индустриализации:

– наращивание экономической и военной мощи государства максимально высокими темпами;
– перераспределению максимально возможного объема ресурсов на нужды индустриализации;
– развертывание и строительство новых отраслей промышленности;
– увеличение производства всех видов продукции и приступление к выпуску новой техники;
– создание отечественной системы высшего инженерно-технического образования;
– введение всеобщего начального образования.

Примеры промышленных объектов:

– Туркестано-Сибирская магистраль;
– Днепровская гидроэлектростанция;
– Металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке и Челябинске, Новокузнецке, Норильске;
– Уралмашзавод;
– Тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, Харькове, Уралвагонзавод, ГАЗ, ЗИС.

С9

ЗАДАНИЕ

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы. В 1921 г. В.И. Ленин настоял на переходе от «военного коммунизма» к новой экономической политике. Однако в 1927 г. экономическая политика была изменена. Назовите не менее двух причин свертывания нэпа. Каковы были последствия нового сталинского курса? Приведите не менее двух положений.

РЕШЕНИЕ

Могут быть названы следующие причины свертывания нэпа и перехода к «форсированному строительству социализма»:

1) хлебозаготовительный кризис 1927–1928 гг.;
2) необходимость более жесткой политики в деревне с целью получения средств для индустриализации;
3) противоречие нэпа с социалистической идеологией;
4) выдвижение Сталиным теории о возможности построения социализма в одной стране без помощи извне.

Могут быть указаны следующие последствия:

1) проведение индустриализации (превращение СССР из страны, ввозящей машины, в страну, их производящую);
2) формирование тоталитарной системы;
3) развертывание репрессий – «неотъемлемой части процесса строительства социализма»;
4) уничтожение слоя зажиточных крестьян;
5) голод в деревне 1933 г.;
6) все крестьяне находились в составе колхозов.

С10

ВОПРОС
Рассмотрите историческую ситуацию и выполните задание.
Владимир Святославич стремился укрепить единство Древнерусского государства путем создания общерусского пантеона богов, но вскоре он изменил свое намерение.
Укажите не менее двух причин изменения религиозной политики великого князя.
Укажите не менее двух последствий принятия новой религии.

ОТВЕТ
Могут быть названы следующие причины изменения религиозной политики:
1) непризнание славянскими племенами чужих племенных богов;
2) решение использовать религиозный опыт цивилизованных государств с целью укрепления княжеской власти;
3) существующие предпосылки к принятию единобожия – существование христиан среди родственников великого князя;
5) необходимость укрепления дипломатических связей с Византией.

Могут быть указаны следующие последствия принятия новой религии:
1) появление письменности;
2) распространение культового зодчества и живописи;
3) появление переводной литературы;
4) организация школ при монастырях;
5) сплочение племен на основе единой религии;
6) повышение международного авторитета.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(964) 016-54-27

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».